Всем, Киров,
25 ноября 2010 г.
Ваш юрист 736 просмотров
– Наш автогрейдер сломался и стоял на проезжей части, водитель не выставил аварийные знаки. Ночью произошло столкновение иномарки с автогрейдером. Страховая компания возместила потерпевшему ущерб (120 тыс. рублей) и сейчас обратилась с иском к водителю о регрессном возмещении, так как у него просроченные права (страхователь по ОСАГО - организация). Права ли страховая компания? Ведь ДТП произошло во время стоянки ТС, а водитель был привлечён к административной ответственности за нарушение ПДД. А.Вершинина
— Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведённой страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинён вред. Страховщик также может требовать от указанного лица возмещения расходов, понесённых при рассмотрении страхового случая (ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Как следует из приведённой формулировки, регрессное требование в данном случае будет правомерным при подтверждении трёх фактов: 1) отсутствия у водителя прав на управление данным ТС; 2) использования ТС; 3) причинно-следственной связи между использованием ТС и причинением вреда потерпевшему.
Истечение установленного срока действия водительского удостоверения выступает одним из оснований прекращения действия права на управление ТС (ст. 28 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Мнение о том, что право на управление ТС предоставляет именно водительское удостоверение, а не техпаспорт (доверенность, договор аренды), подтверждено Определением Верховного Суда РФ от 12.01.2010 № 41-В09-34. Что касается использования ТС, то определение данного понятия дано в ст. 1 Закона № 40-ФЗ. Использованием признаётся "эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях". Дорожное движение, в свою очередь, - это "совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог" (п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утв. Постановлением СовМина - Правительства РФот 23.10.93 № 1090).
Из данных определений судебная практика делает вывод, что использование ТС включает в себя как собственно само движение транспортного средства, так и его остановку, высадку и посадку людей, стоянку, передвижение пешеходов, права и обязанности водителей, пассажиров и пешеходов (см. определения ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-6519/10 и от 15.11.2007 № 14169/07).
А вот вопрос о причинно-следственной связи требует доказывания. Факт привлечения водителя к административной ответственности не выступает однозначным свидетельством того, что ДТП произошло именно в результате стоянки грейдера в неположенном месте и неиспользования водителем знака аварийной остановки. Возможно, иномарка превышала скорость (совершала запрещённый обгон), водитель потерял управление (был нетрезв) и т. д. – все эти моменты должны быть рассмотрены судом при решении вопроса о том, что послужило причиной ДТП.
Отметим, что все три рассмотренных нами аспекта явно не являются спорными для страховой компании - в противном случае она просто отказала бы в выплате потерпевшему лицу (владельцу иномарки) и он обращался бы с иском непосредственно к организации (владельцу грейдера). Это говорит само за себя (страховщики не будут платить, не проверив детально все обстоятельства дела), тем не менее небольшой шанс доказать отсутствие причинно-следственной связи между действиями водителя грейдера и ДТП или хотя бы уменьшить размер регрессного иска у вас есть.
По общему правилу ст. 1079 ГК РФ ответственность владельца автомобиля (источника повышенной опасности) безвиновная. Тем не менее факт причинения вреда конкретным автомобилем должен быть доказан. Кроме того, владелец источника повышенной опасности освобождается от обязанности возместить вред, если докажет, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец ТС также может быть освобождён судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п. 2 (грубая неосторожность потерпевшего) и п. 3 (имущественное положение причинителя вреда) ст. 1083 ГК РФ.
Вся пресса за 25 ноября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|